Во избежание штрафов и предписаний о сносе жилого объекта, перед его возведением следует познакомиться со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГРК РФ), в которой разъясняется порядок получения документов, разрешающих ведение строительства на участке.
Содержание статьи
Что представляет собой разрешение на строительство
Даже если вы собственник, не стоит думать, что на своей земле можно строить что угодно и когда угодно. ГРК РФ четко регламентирует порядок работ. Нормативные акты постоянно пересматриваются и изменяются, поэтому собственникам приходится внимательно следить за требованиями к разрешительной документации в строительстве.
Перед тем, как начать возведение дома, необходимо получить в органе местного самоуправления документ, разрешающий это делать. Срок выдачи в среднем составляет 2-3 недели, но лучше потратить время на оформление разрешения на строительство жилого дома, чем потом испытывать трудности в оформлении бумаг и подключении его к коммуникациям.
Как выглядит документ
Документ представляет собой один лист формата А4, на котором указаны характеристики участка и будущей постройки, такие как:
- общая площадь;
- жилая площадь;
- этажность;
- кадастровый номер;
- материал строительства стен.
Кроме того, на документе указывается орган, выдавший его, фамилия специалиста, дата, а также ставится печать. Форма разрешения на строительство единая для всех собственников земельных участков.
Когда требуется разрешение на строительство
Законом предусмотрено, что любой собственник имеет право начать стройку только после получения документа. До 2020 года действовала упрощенная система, когда оформить бумагу можно было «постфактум», но в данный момент она отменена.
Разрешение на возведение объекта капитального строительства требуется и при ИЖС, т.е. для построек высотой не более 3 этажей, в которой будет проживать одна семья. После возведения жилого здания на своей земле можно поставить и другие постройки, но они уже будут являться вспомогательными и обращение в органы местного самоуправления не потребуется.
Если владелец своевременно не оформил правоустанавливающие документы, он рискует:
- получить штраф;
- получить отказ в подключении к газопроводу, водопроводу и электричеству;
- лишиться возможности проводить сделки купли-продажи, мены, наследования, дарения;
- лишиться дома ввиду его сноса.
Такие строения нельзя поставить на учет в БТИ. Поэтому вопрос, нужно ли разрешение на строительство, необходимо решать своевременно.
Не требуется разрешение на строительство владельцам:
- садовых и дачных домиков;
- личных гаражей;
- навесов, беседок, других подсобных помещений.
Как получить разрешение
Нужно приготовиться к тому, что процедура займет много времени. Градкодексом предусмотрен перечень документов, которые необходимо собрать, чтобы получить разрешение на строительство дома для постоянного проживания. Они отличаются от тех, которые нужны для возведения построек на территории некоммерческих садовых товариществ.
Получить разрешение может только собственник земельного участка, имеющий на руках свидетельство о праве собственности.
Последовательность действий для собственников:
- сбор бумаг;
- заполнение заявления;
- подача уведомления в органы местного самоуправления;
- получение документа.
Чтобы получить разрешение на строительство дачи в СНТ, тоже придется проходить все эти шаги, но документы иные. Обычно в пакет входит меньше бумаг, а процедура прохождения быстрее. Многие думают, что на дачных участках можно запросто построить дом, не соблюдая правил, но жилищный кодекс и на этот случай предусмотрел нормы установления построек.
Кто выдает разрешение на строительство
При органах местного самоуправления работает ведомство, которое в разных регионах может называться по-своему. В Москве и Московской области оно называется Госстройнадзор.
Получить разрешение на строительство частного дома можно обратившись в МФЦ. С собой нужно взять весь пакет бумаг. Специалист проследит за тем, чтобы вы:
- правильно заполнили бланк заявления;
- предоставили все необходимые документы.
Также у граждан есть право заполнить бланк заявления через портал Госуслуг.
Для того, чтобы получить разрешение на строительство многоквартирного дома, необходим более сложный пакет, а также лицензия, полученная застройщиком в уполномоченном органе.
Какие документы нужны для получения разрешения
Построенный дом должен отвечать ряду требований, а выданный документ подтверждает, что будущая застройка их не нарушит. Это:
- нормы СанПина;
- пожарные требования;
- надзор за техническим состоянием объектов;
- экологическая и пожарная безопасность.
Документы для получения разрешения на строительство:
- ксерокопия паспорта;
- правоустанавливающие документы за земельный участок (свидетельство или выписка из ЕГРН);
- градостроительный и кадастровый план;
- проект будущего дома.
В проектной документации должны быть четко указаны маршруты инженерных сетей, прилегающих построек, расстояние от дома до забора. Иногда требуется проведение экспертизы, ждать заключение государственных органов приходится по несколько недель.
Срок получения разрешения на строительство
Административная комиссия должна рассмотреть пакет документов в течение 10 рабочих дней. На деле часто это занимает больше времени. Если выявляются неточности или нарушения, пакет возвращается собственнику для исправления.
Разрешение на строительство индивидуального жилого дома действует в течение 10 лет. Это означает, что застройщик должен за это время успеть возвести недвижимость от фундамента до крыши и своевременно подключить его к инженерным сетям.
Сколько стоит разрешение на строительство
Бумага выдается бесплатно, но сам процесс подготовки обходится владельцу участка под ИЖС зачастую очень дорого. Наиболее дорогостоящей статьей станет проектная документация. Если комиссия заметит нарушения, то может настоять на проведении топосъемки или межевания.
Чтобы ускорить и упростить процедуру собственник может обратиться в специализированную организацию и заключить с ней соглашение о подготовке проекта. Общая стоимость работ может достигать 40000-50000 руб. и выше.
Нередко члены комиссии просят принести справку о том, что дом не возводится на землях культурного наследия или в природоохранной зоне. Это незаконно.
Какое время действует
Документы на разрешение на строительство дают владельцу возможность реализовать свои планы в течение 10 лет. Если за это время дом не будет введен в эксплуатацию, придется начинать сбор бумаг заново.
Если хозяин участка, получивший разрешение, начинает стройку, а потом решает продать недостроенную недвижимость, то новому владельцу повторно оформлять бумаги не нужно – бывший владелец предает ему документ, привязанный не к человеку, а к конкретному участку.
Могут ли отказать в выдаче и что в этом случае делать
Комиссия может отказать в выдаче разрешения, но свой отказ она должна обосновать письменно. В перечень предусмотренных статьей 51 ГрК РФ оснований для отказа входят:
- строительство в охраняемой зоне;
- отсутствие какого-либо документа;
- если нет информации об этажности, общей площади или проекта объекта;
- земля предназначена для государственных нужд.
Получив письменный отказ, собственник может обратиться в судебный орган для обжалования решения комиссии.
Последствия отсутствия документа
Лучше заранее выяснить, что нужно для строительства дома и пройти весь этот непростой путь от начала до конца. В случае нарушения законодательства и возведения незаконной постройки ее нельзя будет ввести в эксплуатацию, подключить к коммуникациям, совершить какую-либо сделку. Законы постоянно меняются, поэтому начиная строительный процесс, не ленитесь ответственно подходить к сбору документов и соблюдения всех нюансов строительства ИЖС.
По моему все понятно описано, благодарю.
Спасибо за обратную связь, заходите еще!