Информация о лице, проживающем в жилье, подтверждается выпиской из поквартирной карточки. Для получения выписки зарегистрированный в квартире или ее собственник должен обратиться в управляющую компанию, которая занимается обслуживанием многоквартирного дома.
Содержание статьи
Что такое поквартирная карточка
Поквартирная карточка (в обиходе – “поквартирка”) – это документация, которая содержит сведения о каждом проживающем в жилом помещении человеке. В карточке учета собственника жилого помещения зафиксированы данные как о живущих людях, так и выбывших. В последнем случае указывается причина и место выбытия.
В бумагах также вписаны несовершеннолетние (до 14 лет). Сведения вносят в документы при каждой смене жительства. При этом ребенок дополнительно регистрируется по месту проживания его законного представителя: родителей, попечителей, опекунов. Поквартирная карта – это основание для записи в адресном листке прибытия, который заполняется в адресно-справочном отделе.
Форма и содержание поквартирной карточки
У бланка типовая форма, утвержденная ГУВМ МВД (ранее – ФМС России, орган упразднен в 2016 г.). Образец находится в свободном доступе. Вся информация из ПК хранится в единой базе данных указанной организации, бумажная версия – в управляющей компании, закрепленной за каждым домом.
Карта выполняется из картона, в ней прописано:
- наименование документации;
- адрес жилого объекта недвижимости;
- номер квартиры, ее расположение, площадь в м²;
- информация о собственнике или нанимателе (при долгосрочной аренде);
- данные обслуживающей компании;
- список лиц, которые законно проживают на жилплощади, с указанием степени родства или свойства граждан к собственнику;
- дата регистрации/убытия.
При отъезде жильца или снятии его с регистрационного учета в документ вписывается соответствующая информация.
Стандарт ф10 выполнен в размере 21*14,8 см. Существует вторая форма 17, которая немного отличается от основной. У бумаги иные параметры – 21*15 см. Документ заполняется с двух сторон, данные о выписке и проживающих вписываются в хронологической последовательности.
В каких случаях необходим документ
Поквартирные карточки применяются при:
- оформлении сделок купли или продажи;
- заполнении заявлений на получение льгот по оплате коммунальных услуг;
- проведении приватизации;
- передаче собственности в дар (по договору);
- получении удостоверения личности;
- подтверждении статуса многодетной семьи;
- необходимости улучшения жилищных условий;
- запросах военкомата;
- оформлении ипотеки через финансовые учреждения.
Документация позволяет уточнить местонахождение лиц в определенное время. В ней дается информация о постоянной и временной регистрации. Выписка из поквартирной карточки также называется справкой о составе семьи. Запросить ее имеет право любой из местных контролирующих органов.
Порядок получения поквартирной карточки
Чтобы получить поквартирную карточку по форме 10 (копию оригинала), достаточно обратиться к паспортисту. Служба ЖЭУ обязана предоставлять сведения по требованиям проживающих граждан.
Срок действия
Законодательством не установлено время действия документа, сведения считаются достоверными до изменения состава проживающих. Условный срок действия формы 10 равен 2-4 неделям.
Внесение изменений в карточку
Записи в бумаги вносятся:
- компанией, осуществляющей обслуживание жилищного объекта;
- уполномоченным лицом.
Карты относятся к документам строгой отчетности. Неправильное оформление и внесение ложных сведений влечет ответственность сотрудника (от административной до уголовной). Данные вносятся при следующих обстоятельствах:
- покупке жилья и последующей в нем регистрации;
- снятии с учета граждан РФ по месту прописки;
- рождении ребенка и его регистрации;
- смерти прописанного в жилье лица с последующей выпиской – только при предоставлении свидетельства;
- смене фамилии на основании вступления в брачные отношения – требуется свидетельство о заключении брака;
- прописке прибывшего человека – пишется заявление, где проставляется письменное согласие от всех зарегистрированных.
Заполненные документы отправляются в регистрирующий орган. После завершения процедур они возвращаются в архивную картотеку ЖЭУ, где будут храниться постоянно.
Где и как получить выписку из поквартирной карточки
Для выполнения задачи достаточно просмотреть перечень актуальной документации на официальном ресурсе Госуслуг. Через некоторое время можно забрать подготовленную выписку или получить письменный отказ в ее выдаче.
Необходимые документы
Перечень обязательных бумаг представлен:
- паспортом или иным удостоверением личности, при помощи которого подтверждается регистрация по запрошенному адресу;
- документами о праве собственности на жилье;
- договором, на основании которого квартира стала собственностью: об обмене, дарении, наследстве, купли/продажи;
- соглашением социального найма – если жилище муниципальное и в нем прописаны люди, имеющие право пользоваться указанной жилплощадью;
- заявление по установленному формату – иногда достаточного устного запроса, результаты зависят от ответственного лица.
Заявление пишется на месте. Бланк и образец заявитель получает также на месте. Весь вышеуказанный пакет бумаг брать с собой нужно обязательно.
Куда обращаться
Документацию можно получить разными подходами:
- при помощи управляющей компании;
- МФЦ;
- портал Госуслуг;
- паспортный стол.
Выбор остается за заявителем, взять справку можно везде.
Процесс оформления
Документ о прописанных и снятых с учета людей формируется стандартным способом:
- В него записываются граждане с пропиской по определенному адресу. Там же записываются родственные связи между всеми зарегистрированными, указывается точная дата прописки или выписки.
- Для внесения сведений ответственный квартиросъемщик или собственник должен посетить ЖЭУ и заполнить заявление с прошением о том, чтобы прописать или выписать человека. Если вопрос стоит о снятии с регистрации, то присутствие убывающего человека обязательно. Затем пакет бумаг передается паспортисту.
Если необходимо зарегистрировать новорожденного младенца и внести сведения в данные по жилью, то оформлением должны заниматься родители с пропиской по тому же адресу.
Сроки и стоимость
Полное время ожидания готовой справки напрямую зависит от способа подачи заявки. Обычно документация выдается в день обращения, но иногда период ожидания составляет от 3 до 5 суток. Услуга предоставляется бесплатно при обращении в любую организацию.
Возможные причины отказа в выдаче
Отказать заявителю в предоставлении необходимых бумаг представители госорганов или ЖЭУ могут при определенных нарушениях:
- если у просителя не было регистрации в данной квартире или он уже выбыл на время визита в паспортный стол;
- заявитель не обладает документацией на право пользоваться жилплощадью;
- человек не может подтвердить свою личность – из-за испорченного, потерянного или недействительного паспорта;
- подается неполный пакет бумаг или они были некорректно оформлены: доверенность не заверена нотариусом и пр.;
- документы просрочены – правило касается доверенности или удостоверения личности.
Если гражданину отказано в предоставлении необходимых бумаг, то он должен потребовать письменное обоснование действий ответственных лиц. На практике подобные случаи встречаются редко, но в теории и они могут возникать. Ответ поможет при подаче претензии в контролирующий орган или суд.
Собственник имеет право на получение выписки или любой информации о количестве и составе зарегистрированных, даже если есть задолженность по коммунальным платежам или при судебных разбирательствах (по договорной неустойке и пр.).
Карта заводится на недвижимость жилого назначения, вне зависимости от вида собственности (при отказе от дарственной и пр.). Обязательному оформлению подлежат государственные, кооперативные жилища, санатории, общежития, лечебницы, дома престарелых и пр.
Данные граждан, проживающих по конкретному адресу, записываются на основании постоянной или временной прописки. Правило действует и для новорожденных малышей – во время постановки на учет. Сам документ не выдается на руки – можно получить только выписку (дубликат), в котором указывается количество зарегистрированных граждан, время их прибытия и убытия с жилплощади.
Для чего вообще придумали поквартирную карточку?
Поквартирная карточка является основой для учета и контроля за жилыми помещениями в многоквартирных домах. Карточка заполняется управляющей компанией или жилищно-эксплуатационной организацией и содержит данные, необходимые для учета и оказания коммунальных услуг.
В некоторых странах квартирная карточка является документом, удостоверяющим право собственности или аренды жилого помещения. Она содержит информацию о владельце, адресе квартиры, площади и других характеристиках помещения. Квартирная карточка нужна для того, чтобы подтвердить статус владельца или жильца и решать различные вопросы, связанные с жилищными правами.
Спасибо за интересный факт, Марк!
Поквартирная карточка также может содержать данные о проведенных ремонтах или обслуживании коммунальных систем, информацию о состоянии квартиры и коммуникаций, а также информацию о наличии и состоянии счетчиков для учета электроэнергии, газа, воды и др.
Спасибо за дополнение, Кира!
Карточка поквартирного учета это та же самая поквартирная карточка?
Да, Кирилл, все верно.