Удобство и комфорт проживания в многоквартирных домах зависят от управляющей компании. Если УК недобросовестно исполняет свои обязательства, можно написать жалобу. Прочтя данную статью вы легко это сможете сделать.
Содержание статьи
Когда нужно жаловаться на УК
Зачастую исполнение обязательств по договору с управляющей компанией заканчивается предоставлением платежек, суммы в которых с каждым годом увеличиваются. При этом, чистота двора оставляет желать лучшего, ремонт подъездов жильцы ждут десятилетиями, или создается видимость работ, качество которых сомнительное, а цена высокая.
Терпеть нарушение прав жильцам не стоит. Следует написать жалобу на управляющую компанию.
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении нарушенных прав, свобод, законных интересов. Может быть устной, письменной или в форме электронного документа. Порядок подачи урегулирован законодательно.
Поводы пожаловаться бывают 2 видов:
- невыполнение договорных обязательств и законодательных норм по содержанию и ремонту общего имущества;
- возмещение причиненного по вине компании ущерба.
Обратиться с жалобой на управляющую компанию возможно, если:
- не ремонтируются подъезд, фасад, балконы, кровля крыши;
- не проводится проверка, ремонт, модернизация инженерных коммуникаций;
- не обеспечен температурный режим в квартире в холодное время года;
- не опломбированы квартирные приборы учета;
- не устраняется превышение допустимого уровня шума;
- отсутствуют работы по уборке, благоустройству придомовой территории;
- ведется бесконтрольная перепланировка квартир владельцами;
- имеет место неосновательное обогащение;
- в результате протекания крыши, коммуникаций залита квартира;
- высокая влажность в подвальных помещениях;
- при падении с крыши снега и льда, падении дерева на автомобиль;
- не проводится дезинфекция подъезда в период пандемии.
Куда жаловаться на управляющую компанию
В вышеуказанных случаях для привлечения управляющей компании к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед собственниками жилья в многоквартирном доме следует написать обращение в жилищную инспекцию.
Государственная жилищная инспекция – организация, которая осуществляет надзор за управленческой деятельностью в сфере ЖКХ. В ее обязанности входит наблюдение за состоянием многоквартирных домов, внутридомовых систем, противопожарной безопасностью, уборкой мусора, снега.
В рамках контроля инспекция имеет право проводить проверки, выдавать предписания в случае обнаружения нарушений. Жалоба в ГЖИ поможет инспекции качественнее выполнять возложенные на нее функции.
Что можно сделать перед обращением в ГЖИ
Перед подачей жалобы на ЖКХ в жилищную инспекцию можно попытаться уладить отношения мирным путем, и, для начала, написать заявление в управляющую компанию.
Возможны предшествующие обращения в ЖЭК с просьбами, ходатайствами: устными и письменными. Но, как показывает практика, заявления, жалобы и претензии в отношениях с УК более действенны.
Образец заявления в УК законодательно не предусмотрен, имеет произвольную форму примерно следующего содержания:
- в правом верхнем углу листа А4 указываем реквизиты структуры, в которую обращаемся, имя управляющего;
- под ними инициалы, адрес проживания заявителя;
- посредине листа пишется название документа;
- далее – текстом указываем адрес регистрации, название обслуживающей УК, обращение по сути;
- в конце желательно указать нормы права, которые нарушены, срок ожидания ответа (10-30 дней);
- проставляем дату, инициалы, подпись заявителя.
Одна проблема излагается в одном документе. Если проблем больше – каждая оформляется отдельно, чтобы получить ответы на все вопросы.
Важно написать жалобу в управляющую компанию в письменном виде в двух экземплярах. Не забудьте получить отметку о принятии документа на своем экземпляре. Если для решения проблемы были потрачены средства – заявление дополняется копиями документов, подтверждающими затраты.
Когда целью заявителя является последующее обращение в суд, в УК подается претензия. Такой документ является элементом досудебного процесса урегулирования спора. Образец претензии в управляющую компанию представлен ниже.
Как подать жалобу в жилищную инспекцию
Если ответа от УК не последовало, или он не удовлетворил заявителя, то следующий шаг – жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию.
Способы подачи
Жалоба в жилищную инспекцию на управляющую компанию может быть подана следующими способами:
- лично заявителем в офисе инспекции, с отметкой о получении на своем экземпляре письма;
- заказной корреспонденцией с описью содержимого и уведомлением о вручении;
- онлайн, электронным письмом через интернет-приемную или сайт государственных слуг. Последний вариант потребует пройти авторизацию.
Требования к оформлению
Жалобы на ЖКХ пишутся в свободной форме. Должны содержать обязательную для рассмотрения информацию:
- фамилия, имя, отчество, адрес проживания, контактные данные заявителя;
- название и реквизиты УК, обслуживающей собственника неподобающим образом;
- реквизиты правоустанавливающих документов, которые подтверждают право собственности и принятие многоквартирного дома на обслуживание;
- суть жалобы, возможные ссылки на нормативно-правовые акты, которые нарушены;
- копии подтверждающих документов: фотофиксации проблемы, актов обследования, платежных документов, результатов предшествующей переписки;
- дату, инициалы, личную подпись.
Главное, чтобы была ясна суть и были разборчиво указаны личные данные заявителя.
Написать жалобу на УК в жилищную инспекцию можно и без предварительного обращения к самой управляющей компании, но надо быть готовым к тому, что ответом инспекции станет перенаправление документа на рассмотрение в вашу управляющую компанию.
Количество заявителей
Заявление в жилищную инспекцию может быть написано от имени владельца квартиры, арендатора или их законного представителя индивидуально, без согласования с соседями, либо оформлено как коллективная жалоба на управляющую компанию по результатам общего собрания жильцов, товарищества. В таком случае в шапке заявления указываются все лица, которые участвуют в составлении жалобы, их контактные данные. В тексте документа перечисляется информация о собственности. Обязательны подписи всех заявителей.
Сроки рассмотрения дела
Жалоба в государственную жилищную инспекцию регистрируется в течение 3 дней со дня получения. Заявитель об этом уведомляется. Если в компетенцию ГЖИ не входит решение указанного в обращении вопроса, то жалоба будет перенаправлена правомочному лицу в течение 7 дней. На имя обратившегося придет уведомление.
Приняв жалобу к рассмотрению, ГЖИ на основании полученной информации инициирует проведение расследования. Инспекция обязана дать ответ в течение 30 дней с момента получения обращения.
Образец жалобы в жилищную инспекцию на управляющую компанию
Жалоба на УК в жилищную инспекцию может выглядеть следующим образом:
Наименование ведомства
(можно обращаться сразу к нескольким)От гражданина:
ФИО,
адрес проживания,
номер телефона,
адрес электронной почтыЖАЛОБА
Текст документа: что и когда произошло?
к чему это привело?
кто виноват?
какие пункты нормативных актов нарушены? (не обязательно)
к кому ранее обращались? (желательно)
что было предпринято?
что нужно сделать?Приложение (копии доказательств)
Дата Подпись/Расшифровка подписи
Следует понимать, что в ГЖИ не может быть подана претензия, а только жалоба, так как договорные отношения между жилинспекцией и владельцами квартир многоэтажных домов отсутствуют.
Обращение в управляющую компанию на бездействие (образец):
Могут ли отказать в приеме
Жалоба в жилинспекцию может быть удовлетворена, проигнорирована, либо в удовлетворении откажут. Но в ее приеме отказать не могут. Это не предусмотрено законодательством. Даже если ГЖИ не отвечает за сферу, в которой возник вопрос, она обязана перенаправить жалобу соответствующему органу.
Чиновники также обязаны дать разъяснения, если потребуется внесение некоторых исправлений:
- невозможно разобрать почерк;
- сложно уловить суть заявления в ГЖИ;
- непонятны или отсутствуют требования;
- жалоба не обоснована;
- присутствует ненормативная лексика, угрозы;
- обращение анонимно (в этом случае жалобу примут, но ответа ждать не стоит).
Отказ в приеме жалобы, игнорирование или отписку также можно обжаловать – в вышестоящую инстанцию, прокуратуру или суд.
Что делать если жалоба не помогла
Если жалоба в ГЖИ на управляющую компанию тоже не дала результатов, следует обратиться в вышестоящие органы:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) примет заявление про нарушение прав потребителя коммунальных услуг: некачественно поставляются электричество, отопление, вода, неверно составлен договор или производятся расчеты, необоснованно повышаются тарифы, УК не дает информацию о тарифах, сроках, объеме или качестве предоставленных услуг ЖКХ, а также если дело касается возврата денежных средств. Перед этим необходимо написать претензию в управляющую компанию. Исключение составляют случаи, когда подвергаются опасности здоровье и жизнь жильцов, и на переписку с УК нет времени.
- Федеральная антимонопольная служба поможет при завышении УК цен на услуги ЖКХ или других денежных махинациях, в том числе навязывании платных услуг.
- Районная прокуратура по месту жительства рассмотрит обращение, когда предыдущие инстанции не помогли решить проблему или отмолчались, а также если управляющей компанией совершено хищение, нарушены гражданские права. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению. Игнорирование может привести к закрытию УК.
- Суд по месту регистрации ответчика возьмет дело в производство при нанесении материального ущерба действиями или бездействием УК, даже если хозяйственная проблема к тому времени уже решена. Однако, с момента ее возникновения не должно пройти более 3 лет. Именно здесь помогут получить компенсацию стоимости ремонта автомобиля, поврежденного упавшим деревом, или полученной из-за гололеда травмы. Но потребуют оплатить государственную пошлину, если сумма компенсации превышает 1 млн. руб.
Жаловаться можно сразу в несколько инстанций, так шанс добиться положительного результата возрастет.
Очередное высказывание недовольства работой УК на собрании жильцов никаких результатов, кроме головной боли и потраченных нервов, не принесет. Гораздо действеннее излагать «боль», вызванную огрехами ЖКХ, на бумаге и отправлять в соответствующую инстанцию. Во всяком случае вы предпримете меры воздействия, чтобы уберечь себя и окружающих от травмы из-за упавшей сосульки. Даже если только до следующего обращения. Или же до смены УК.
Какой срок ответа установлен для жилищной инспекции?
Письменное обращение в ГЖИ рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.